April 2

Как с помощью ИИ выжать максимум из одной цитаты. Часть 1


Чем может помочь ИИ, если у вас есть какая-то интересная цитата и вы хотите организовать вокруг нее дискуссию, но в вашей группе много слабых студентов? Конечно же, он может разработать им в помощь необходимую лексику, дополнительные вопросы и речевые шаблоны, на базе которых они смогут строить свои высказывания. Но ведь и сильные студенты не должны скучать — дадим им материалы посложнее. Дифференцированный подход — он такой.


На прошлой неделе в поисках идей и материалов для курса «Английский для разработчиков игр» наткнулся на рабочий лист по теме «Computer Gaming»:

https://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/2024-03/Computer_Gaming_StudentWorksheet.pdf

Вполне себе обычный рабочий лист, и в нем в числе прочего — тоже вполне себе обычное, ничем не примечательное задание:

Task 4: Read these quotes. Do you agree or disagree? Why?

‘When you don’t know what colour of eyes your ten best friends have because you’ve never met them in real life, you may have a problem.’ Jay Parker (therapist and co-founder of the Internet Computer Addiction Service)

‘You may kill a thousand people on the screen in 4 hours of play.’ Pamela Eakes (Founder of Mothers Against Violence in USA)

‘Blowing someone’s head off becomes rapidly boring.’ Seamus Blackley (Xbox creator)

‘Gaming brings people together.’ Lisa Su (President and CEO of AMD – Advanced Micro Devices)

‘Video games are bad for you? That’s what they said about rock and roll.’ Shigeru Miyamoto (video game designer)

‘Games have so much freedom. You can go anywhere you want.’ Jeneva Chen (video game designer)

Это задание как-то сразу захотелось улучшить, сделать более вовлекающим и полезным для студентов. Поэтому пришла идея к каждой цитате подобрать вопросы, которые заставляли бы студентов задуматься над ее смыслом, а чтобы они могли на эти вопросы отвечать — добавить полезную лексику и шаблоны высказываний по теме цитаты. А еще захотелось сделать задание разноуровневым — чтобы от его выполнения получили пользу и начинающие, и продвинутые студенты.

Покажем, что получилось, на примере одной из цитат:

Цитата: "Gaming brings people together." - Lisa Su

ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ:

  • Ключевая лексика: gaming (игры), together (вместе), friends (друзья), play (играть), fun (весело), connect (соединять), team (команда), share (делиться), enjoy (наслаждаться), activity (деятельность), people (люди), online (онлайн), competition (соревнование), support (поддержка), communication (общение), experience (опыт)
  • Вопросы для дискуссии:
    1. How do games help you connect with your friends?
    2. What is your favorite game to play with others?
    3. Do you think playing games is a good way to make new friends? Why?
    4. How do you feel when you play games together with others?
    5. Can gaming help people from different places become friends? How?
  • Речевые шаблоны:
    1. I connect with my friends through gaming by __________.
    2. My favorite game to play with others is __________ because __________.
    3. I believe playing games is a good way to make friends because __________.
    4. When I play games with others, I feel __________.
    5. Gaming can help people from different places become friends by __________.

ДЛЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ:

  • Ключевая лексика: gaming (игры), community (сообщество), collaboration (сотрудничество), interaction (взаимодействие), friendships (дружба), multiplayer (многопользовательский), bonding (связь), cultural exchange (культурный обмен), teamwork (командная работа), engagement (вовлеченность), virtual (виртуальный), support (поддержка), communication (общение), shared experiences (общий опыт), inclusivity (инклюзивность), social skills (социальные навыки)
  • Вопросы для дискуссии:
    1. In what ways does gaming create a sense of community among players?
    2. How can collaboration in games lead to stronger friendships?
    3. What role does communication play in gaming experiences?
    4. Can gaming promote cultural exchange? If so, how?
    5. How do you think gaming affects social skills in young people?
  • Речевые шаблоны:
    1. Gaming creates a sense of community by __________.
    2. Collaboration in games can lead to stronger friendships because __________.
    3. Communication is important in gaming experiences because __________.
    4. I believe gaming promotes cultural exchange by __________.
    5. Gaming affects social skills in young people by __________.

Да, конечно, в первой части получилось не совсем "для начального уровня", но ведь и тема непростая. Можно воспринимать сгенерированный нейросетью материал так: "вариант попроще" и "вариант посложнее".

Ниже приведен промпт, с помощью которого можно добиться описанного выше результата. Промпт генерирует материалы только для одной цитаты, поскольку генерация материалов для всех цитат сразу — это весьма объемная задача, а объемные задачи, как мы знаем, нужно делить на части.

Конечно же, данный промпт может работать не только с английским языком и не только с этими цитатами и вообще с цитатами. Можно, например, заменить в промпте слово «цитата» на слово «утверждение», и вы получите универсальный промпт, подходящий для любого случая. А если вы преподаете не английский язык, замените в промпте название языка (в трех местах, выделено жирным) и цитату (тоже выделена жирным). И, разумеется, можно модифицировать промпт так, как вы считаете нужным.

Вот промпт:

# Роль и задача:
Ты являешься экспертом в области преподавания английского языка как второго (ESL) и разработчиком учебных материалов. Твоя задача – создать увлекательное и содержательное упражнение для развития навыков говорения и дискуссии на основе цитаты: "Video games are bad for you? That’s what they said about rock and roll." – Shigeru Miyamoto (video game designer).

---

# Контекст:
Упражнение предназначено для студентов, изучающих английский язык, и направлено на развитие их навыков устной речи, критического мышления и способности обсуждать сложные идеи. Материалы должны быть подготовлены отдельно для двух уровней владения языком: (1) начальный уровень и (2) средний уровень.

---

# Инструкции:
Для цитаты необходимо создать на английском языке следующие материалы:
1. Пять вопросов для дискуссии, которые побуждают студентов глубже осмыслить значение цитаты. Вопросы должны быть релевантными, увлекательными и способствовать широкому и содержательному обсуждению. Важно, чтобы вопросы были максимально глубоко связаны с цитатой и помогали раскрыть её смысл во всей полноте.
2. Список из 15 ключевых слов и выражений, связанных с цитатой. Ключевые слова и выражения должны быть такими, которые с наибольшей степенью вероятности понадобятся студентам для ответов на вопросы, созданные для цитаты. Каждое слово/выражение должно сопровождаться переводом на русский язык в скобках, чтобы студенты могли лучше понять и использовать лексику в ходе обсуждения.
3. Пять примеров шаблонов высказываний, которые помогут студентам структурировать свои ответы и выразить свои мысли во время дискуссии. Шаблоны высказываний должны быть такими, которые с наибольшей степенью вероятности понадобятся студентам для ответов на вопросы, созданные для цитаты.

---

# Ограничения:
- Материалы для начального уровня должны быть простыми и доступными, содержать простую лексику и грамматику, тогда как материалы для среднего уровня могут содержать более сложные вопросы, лексику, грамматику и шаблоны.
- Все материалы должны соответствовать смыслу и контексту каждой цитаты. Вопросы, ключевая лексика и шаблоны должны быть взаимосвязаны и направлены на то, чтобы студенты могли легко обсуждать цитату во всей полноте её смысла.

---

# Формат вывода:

### [Цитата] – [Автор]

#### ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ:

**Ключевая лексика**: (Список из 15 слов/выражений, разделенных запятыми, с переводом на русский язык в скобках)
**Вопросы для дискуссии**: (Список из 5 вопросов)
**Речевые шаблоны**: (Список из 5 шаблонов)

#### ДЛЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ:

**Ключевая лексика**: (Список из 15 слов/выражений, разделенных запятыми, с переводом на русский язык в скобках)
**Вопросы для дискуссии**: (Список из 5 вопросов)
**Речевые шаблоны**: (Список из 5 шаблонов)

---

# Тон и стиль:
Используй ясный, понятный и доступный язык. Материалы должны быть практичными, интересными и подходящими для использования на занятиях. Учитывай, что обсуждаемые темы включают видеоигры, технологии и их социальные аспекты и это должно быть отражено в разработанных вопросах, лексике и шаблонах.

Когда материалы будут сгенерированы, если нужно, попросите модель внести необходимые вам изменения. А можно просто попросить сгенерировать еще один вариант материалов, введя: "Еще вариант", можно еще и еще. Или повторно сгенерировать какую-то часть материала, например: "Составь еще 5 вопросов и шаблонов для начального уровня" или "Дай еще 15 ключевых слов и выражений для среднего уровня". Или даже попросить сгенерировать что-то не предусмотренное первоначальным замыслом, например: "Составь 10 предложений с ключевой лексикой для начального уровня" или даже "Составь упражнение на отработку ключевой лексики для среднего уровня. В упражнении должно быть 15 предложений с пропусками". В конце можно собрать из всего сгенерированного один вариант, тот, в котором нравятся абсолютно все слова, выражения, вопросы, шаблоны, тот, в котором присутствуют все необходимые материалы, задания.

Чтобы перейти к следующей цитате, введите:

Следующая цитата: "Gaming brings people together." - Lisa Su (President and CEO of AMD)

Далее, если необходимо, вновь попросите внести изменения или сгенерировать новые варианты и переходите к следующей цитате.

Промпт хорошо работает как в ChatGPT (например, в бесплатном Duck.ai), так и в DeepSeek. Ну и, разумеется, в платных нейросетях.

Сгенерированные моделью материалы (возможно, после некоторой доработки) подходят для использования как фронтально, так и в парах и группах, на основе этих материалов можно даже устроить дебаты.

Во второй части нашей короткой статьи рассмотрим, какие дополнительные задания и упражнения к предложенным материалам можно разработать с помощью ИИ, а также как организовать работу с ними на занятии в разноуровневой группе, ведь мы создали материалы сразу и для начинающих, и для продолжающих.

А в третьей части расскажем и покажем, как попросить ИИ разработать на базе одной цитаты целое занятие или юнит для учебника!

Обсудить в Telegram