Что за “промпт” такой и куда его вводить?
Если вы думаете, что «промпт» — это что-то из мира программистов или экстрасенсов, то нет: это просто запрос, который вы пишете нейросети, чтобы она сделала для вас что-то полезное. Представьте, что вы переписываетесь в WhatsApp с другом-интеллектуалом, только этот друг — не человек, а искусственный интеллект, который знает всё (ну, почти). В статье я расскажу, что такое текстовые нейросети, почему их не нужно бояться и где найти бесплатные варианты, чтобы попробовать самому. Спойлер: это гораздо проще, чем сварить кофе! А также приведу около тридцати примеров промптов.
Немного про искусственный интеллект
Вначале несколько определений — далеко не строго научных, но зато понятных. Если хотите, можете пропустить этот раздел и прокрутить к следующему, но лучше хотя бы пробежать глазами, тем более что он совсем короткий.
Искусственный интеллект (ИИ) — это технологии, которые позволяют машинам делать то, что обычно делают люди: понимать речь, принимать решения, играть в шахматы или писать тексты. Например, Алиса или Сири понимают ваши вопросы и выполняют команды с помощью ИИ.
Как это возможно? Благодаря машинному обучению, с помощью которого компьютеры «учатся» — совсем как люди, но на ОГРОМНЫХ массивах данных (тексты, картинки, звуки, видео) — и находят в них закономерности.
В результате получается обученная нейросеть — компьютерная программа, которая работает по принципу, похожему на работу человеческого мозга и представляет собой «искусственный мозг». Как и мозг человека, она состоит из множества «нейронов», которые передают друг другу данные, анализируют их и учатся. Например, нейросеть может освоить распознавание лиц, перевод текстов или даже написание статей.
Что будет, если взять миллионы книг, статей, сайтов, изображений, аудио- и видеозаписей и «скормить» их нейросети? Она изучит их, поймет, как они устроены, и сама сможет создавать («генерировать») такой же контент в ответ на запрос. И именно здесь начинается магия: генеративный искусственный интеллект. Это такой ИИ, который не просто анализирует данные (например, считывает номер вашей машины, чтобы вам выписали штраф за превышение скорости или неправильную парковку), а создает что-то новое: тексты, музыку, картинки, видео.
В этой статье нас интересуют системы генеративного искусственного интеллекта, которые могут генерировать текст. Именно у них мы можем поинтересоваться, как правильно сказать по-английски: «protecting layer» или «protective layer». Именно с их помощью мы можем генерировать для наших студентов тексты для чтения, списки новых слов, упражнения и задания, сценарии ролевых игр, учебные пособия и многое другое. Именно у них мы можем спросить, как сделать так, чтобы студенты лучше запоминали лексику. Такие системы, которые состоят из миллионов связок между словами и особым образом обученной и настроенной нейросети, называют большими языковыми моделями (Large Language Models, LLMs). Среди самых известных моделей — ChatGPT, Claude, DeepSeek, Gemini, Llama, а также российские GigaChat и YandexGPT.
Так что там насчет промпта?
Промпт (англ. prompt [prɒm (p)t]) — это запрос или инструкция, которую вы даёте нейросети, чтобы она поняла, что от неё требуется. Когда вы хотите, чтобы нейросеть выполнила какую-то задачу (например, создала грамматическое упражнение или ответила на вопрос о самых эффективных способах отработки новой лексики), вы формулируете промпт, чтобы объяснить ей, что именно (и как именно) нужно сделать. Промпт может быть коротким и простым («Напиши рецепт борща») или большим и детализированным, с множеством деталей. Например, длина некоторых моих промптов составляет две страницы и более.
И действительно: борщ — он и в Африке борщ, а вот, к примеру, тест. На какую тему он будет, какую лексику/грамматику будет проверять? А может быть, навыки чтения или аудирования? Для кого он будет предназначен, для детей 7 лет, приступивших к изучению английского языка, или для аспирантов физико-математического вуза? Сколько в тесте будет вопросов? Сколько в каждом вопросе вариантов ответа? И так далее, и так далее. Со временем вы, если захотите, научитесь писать промпты любой сложности, а пока нужно понять, что от качества составления промптов сильно зависит качество получаемых результатов и чем качественнее составлен промпт, тем меньше нужно будет потом доделывать и переделывать за нейросетью.
Но главное — попробовать, и вы сами увидите, что всё гораздо проще, чем кажется.
Ок, и куда же его вводить?
Во-первых, хотелось бы проиллюстрировать проведенную выше аналогию между диалогом с текстовой нейросетью (например, ChatGPT) и перепиской в WhatsApp. Если посмотреть на рисунок ниже, то можно увидеть, что и там, и там есть список диалогов, область, где отображается текущий диалог, и поле для ввода текста. Только в WhatsApp мы вводим сообщение, а в ChatGPT — промпт.
А во-вторых, зачем в ИИ нужны диалоги? В WhatsApp понятно: в каждом диалоге вы общаетесь с кем-то из своих знакомых, коллег, друзей или близких, но в случае с ИИ собеседник-то один…
Собеседник один, но темы-то разные. В одном чате вы обсуждаете с ИИ тонкости приготовления шашлыка, в другом — составляете текст для чтения по теме Why Must Technology Bring Apology to Ecology, а к нему pre-reading, while-reading и post-reading задания, в третьем — разрабатываете worksheet на занятие в пятницу, в четвертом — составляете план доклада на методическом семинаре и так далее.
Вы, конечно, спросите, почему нельзя делать всё это в одном чате. Во-первых, потому, что отдельные чаты — это удобно: вы всегда можете вернуться к нужной теме, не листая километры переписки. Во-вторых (и, на самом деле, в-главных), если всё будет в одном чате, нейросеть будет путаться в контексте. Дело в том, что после каждого вашего промпта она анализирует весь контекст текущей беседы (т.е. всё, что вы ей написали, и всё, что она вам ответила) и использует его для формирования ответа. Поэтому если вы сначала обсуждали рецепт маринада для шашлыка, а потом вдруг попросили написать текст для чтения, то не удивляйтесь, если он «вдруг» получится про баранину. Новый диалог — это как чистый лист: вы задаёте только нужные вводные, и нейросеть не путается в предыдущих темах. Так что не ленитесь нажать кнопку «Новый чат» — это сэкономит вам время и нервы!
Итак, куда же вводить наши промпты? Где создавать чаты? Иными словами, какие есть варианты, чтобы попробовать самому пообщаться с нейросетью?
В данной статье мы рассмотрим исключительно бесплатные варианты, потому что наша практика показывает, что возможностей, предоставляемых бесплатными нейросетями, вполне достаточно для большинства преподавателей.
Вариант первый, самый простой
Настолько простой, что даже не требует регистрации. Предоставляется компанией DuckDuckGo и работает на основе модели GPT-4o mini от американской компании OpenAI (той самой, которая разработала популярный ChatGPT). Модель эта, конечно, несколько уступает своей «платной» старшей сестре GPT-4o (и тем более GPT-4.5), но для целей разработки учебных материалов по иностранным языкам ее более чем достаточно. В описываемом сервисе доступны и другие модели, но о них как-нибудь в другой раз.
Перейдите на сайт https://duck.ai и согласитесь со всем, что он предлагает:
…и откроется уже знакомый и привычный нам интерфейс:
И всё, можно начинать работу. Правда, у этого сервиса есть пара минусов:
- Список чатов и история переписки хранится только локально, поэтому она доступна только на том же самом компьютере и в том же самом браузере. То есть начать на работе, а продолжить дома не получится.
- Поскольку сервис бесплатен, в его работе случаются перебои, выдается сообщение «Сервис временно недоступен». Помогает обновление страницы, или заход другим браузером. Ну или нужно несколько минут подождать и затем попробовать снова.
На скриншоте ниже показано несколько полезных кнопок. И, кстати, там же можно увидеть пример диалога с ИИ. Вверху мой вопрос (промпт), внизу — его ответ.
Вариант второй, тоже простой, но с сохранением истории переписки
…и списка чатов. Но для этого, конечно же, надо зарегистрироваться. Сервис работает на базе той же ИИ-модели, что и предыдущий. Есть ещё несколько бесплатных моделей и несколько платных, но об этом как-нибудь в другой раз.
Перейдите на сайт https://heybro.ai, на главной странице нажмите кнопку «Открыть чат», а затем «Войти» в правом верхнем углу. Можно и не входить, но тогда не будет сохраняться история переписки и будет доступен всего один чат. Войти можно через Google, Яндекс и т. д., а если не хочется привязывать свой аккаунт к данному сервису, можно ввести адрес электронной почты, и на него придет код для входа.
Подробно разбирать интерфейс сервиса не будем, потому что он в целом аналогичен интерфейсу сервиса, рассмотренного выше, только список чатов по умолчанию скрыт (чтобы открыть, нажмите кнопку под логотипом) и меню действий с чатом открывается, если нажать на многоточие справа от его названия.
Вариант третий, нашумевший DeepSeek
Мощная китайская нейросеть, и при этом бесплатная, обязательно попробуйте! Главное преимущество для наших целей заключается в том, что к промпту можно прикреплять файлы (например, чтобы попросить ИИ сделать саммари книги, упражнения к тексту из учебника, собрать материал из нескольких файлов в один и т.д., поговорим об этом подробно в одном из следующих постов).
Перейдите на сайт https://chat.deepseek.com и зарегистрируйтесь (или войдите через Google). Интерфейс тоже разбирать не будем, единственное, что обязательно нужно отметить: если вы используете DeepSeek для разработки учебных материалов, кнопки «Режим рассуждения» и «Веб-поиск» должны быть отключены:
Вообще-то, эти кнопки очень нужны и полезны, но не для целей разработки учебных материалов. А для чего они нужны — расскажем и покажем в одном из ближайших постов.
Вариант четвертый: Мистраль
Ничего не буду рассказывать про эту нейросеть: она не умеет ничего такого, чего не умел бы DeepSeek, более того — DeepSeek потенциально мощнее. Скажу лишь, что разрабатывается она французской компанией, поэтому, может быть, она лучше других нейросетей умеет говорить по-французски и поэтому, возможно, будет полезна преподавателям французского языка.
Адрес: https://chat.mistral.ai
Вариант пятый: оригинальный ChatGPT
Ну, что сказать, оригинал есть оригинал. Самая мощная нейросеть из предлагаемых компанией OpenAI, США (точнее, там даже не одна, а несколько моделей на выбор) и одна из самых мощных нейросетей в мире.
На бесплатном тарифе в течение первых нескольких реплик диалога можно ощутить всю мощь старшей модели GPT-4o, а затем сервис на несколько часов переключается на младшую модель GPT-4o mini (ту самую, на базе которой работают варианты 1 и 2 из нашего обзора), затем вновь на короткое время становится доступной модель GPT-4o, затем на несколько часов снова включается модель GPT-4o mini и так далее. Также умеет рисовать (3 картинки в сутки). На платном тарифе ($20 в месяц) ограничений нет.
Почему же я поставил этот вариант на пятое место? Во-первых, потому, что сервис не работает на территории России, а во-вторых, сложно оплачивать. Обе эти трудности, конечно, преодолимы, но зачем их преодолевать, если есть бесплатные и доступные в нашей стране варианты 1–4, которых хватает для решения абсолютного большинства задач?
Адрес: https://chatgpt.com
Вариант шестой: Гигачат
Российская нейросеть от Сбера. Не буду много про нее говорить, так как с иностранными языками она работает плохо и в целом по своим возможностям уступает зарубежным аналогам. Зато, в отличие от зарубежных нейросетей, она в совершенстве знает русский язык и, следовательно, может быть полезна преподавателям РКИ (русского языка как иностранного).
Адрес: https://giga.chat
Спасибо, куда вводить теперь понятно. А что вводить?
В заключение вот вам для тренировки несколько примеров промптов, которые можно скопировать отсюда и вставить в чат с ИИ. А можно не в чат с ИИ, а в текстовый редактор, и в нём изменить какие-то параметры (например, язык, если вы преподаете не английский), а лишь затем — в чат с ИИ. Если какой-то промпт выдает не (совсем) тот результат, на который вы рассчитывали, смело исправляйте его. Не переживайте, вы ничего не сломаете! Кстати, писать и редактировать промпты удобнее именно в текстовом редакторе (например, в Блокноте), а не в Ворде, потому что последний все время норовит то нумерацию вставить, то отступы какие-то, то лапки на ёлочки заменит, то ещё какие-нибудь действия над текстом произведет, идущие вразрез с планами пользователя, и это, конечно, очень раздражает.
Можно ли по-английски сказать “advise them being more creative”?
После получения ответа можно задавать дополнительные вопросы, ведь это же чат, пусть и с виртуальным собеседником.
Материалы для чтения и аудирования
Создай естественно звучащий диалог между двумя участниками, Джеком и Джилл, обсуждающими здоровый образ жизни, на английском языке. Диалог должен подходить для студентов начального уровня. Диалог должен состоять из 20 реплик и включать следующие языковые функции: приветствия, вопросы, выражение мнений.
Создай реалистичный диалог на английском языке между покупателем и продавцом, где покупатель покупает мясо и молоко. Диалог должен подходить для студентов начального уровня: используй лексику и грамматику, соответствующие их возможностям. Включи культурные нюансы, связанные с процессом совершения покупок в США, а также естественные речевые обороты, соответствующие неформальному стилю общения. Диалог должен состоять из 10 реплик.
Можно в промпте попросить ИИ добавить конкретные слова и выражения, которые должны быть использованы в диалоге, конкретные обстоятельства (например, клиент постоянно жалуется, что дорого, а продавец отвечает, что в стране инфляция и т.п.). И конечно, если что-то не понравится, можно попросить модель внести изменения. Ведь это же диалог.
Адаптируй на английском языке следующий текст для студентов, изучающих английский язык на начальном уровне. Упрощай лексику и структуру предложений, сохраняя исходный смысл. Выдели 5 ключевых терминов, которые важны для понимания содержания:
Sustainable development is an approach to growth and human development that aims to meet the needs of the present without compromising the ability of future generations to meet their own needs. The aim is to have a society where living conditions and resources meet human needs without undermining planetary integrity. Sustainable development aims to balance the needs of the economy, environment, and society. The Brundtland Report in 1987 helped to make the concept of sustainable development better known.
Создай сценарий для подкаста длительностью 10 минут на тему "Sports in Our Life" на английском языке, подходящий для студентов среднего уровня. Включи естественные речевые обороты, слова-паразиты и элементы связной речи. Сценарий должен содержать 20 ключевых слов, связанных с выбранной темой.
Ну, или укажите в промпте свои слова. Например, по той теме, которую сейчас проходите со студентами.
Разработка заданий для обучения отдельным видам речевой деятельности
Создай на английском языке трёхэтапное задание на аудирование по теме "Cryptocurrency" для студентов среднего уровня владения английским языком. Создай текст для аудирования и включи следующие этапы:
1. Этап перед прослушиванием: задания на изучение ключевой лексики и вопросы для прогнозирования содержания.
2. Этап во время прослушивания: задания с постепенным увеличением сложности (от общего понимания содержания к выделению конкретных деталей).
3. Этап после прослушивания: вопросы для обсуждения, которые связывают содержание аудирования с личным опытом студентов.
Можно “расписать” этапы, включив в них что-то свое, тогда формат промпта будет таким:
Создай на английском языке трёхэтапное задание на аудирование по теме "Cryptocurrency" для студентов среднего уровня владения английским языком. Создай текст для аудирования и включи следующие этапы:
- задания на изучение ключевой лексики;
– вопросы для прогнозирования содержания.
2. Этап во время прослушивания:
– задания с постепенным увеличением сложности (от общего понимания содержания к выделению конкретных деталей).
– вопросы для обсуждения, которые связывают содержание аудирования с личным опытом студентов.
Но лучше всё же не помещать всё в один промпт, а сначала попросить сгенерировать текст (возможно, попросив изменить/дополнить его с помощью дополнительных промптов), а потом сгенерировать каждое задание по отдельности, тоже последовательно модифицируя эти задания при необходимости. Так будет и удобнее, и проще.
Создай на английском языке ролевую игру на тему "Обращение в полицию" для студентов среднего уровня владения английским языком. Разработай два чётко различающихся сценария с определёнными целями, предысторией и полезными фразами для каждой роли. Включи задания для подготовки, примеры диалогов и вопросы для последующего анализа и рефлексии.
Напиши на английском языке 5 вопросов для увлекательной дискуссии по теме "Права женщин в современном обществе" для студентов среднего уровня владения английским языком. Для каждого вопроса укажи:
2. 3-4 уточняющих или дополнительных вопроса для углубления обсуждения,
3. ключевую лексику, которая может понадобиться студентам,
4. примеры речевых шаблонов, чтобы помочь студентам структурировать свои ответы.
Создай на английском языке задание на чтение в формате пазла (jigsaw reading) на тему "Избавление от вредных привычек" для студентов начального уровня владения английским языком. Разработай 3–4 коротких, связанных между собой текста (по 100 слов каждый), которые вместе дают полное представление о теме. Для каждого текста добавь 3–4 вопроса на понимание, которые студенты должны будут ответить, прежде чем делиться информацией с одногруппниками.
Создай на английском языке задание на развитие навыков письма для студентов среднего уровня владения английским языком, которые учатся писать эссе на английском языке. Включи в задание следующие элементы:
1. Образец текста объемом 200 слов с введением, основной частью и заключением, а также с аннотациями, подчеркивающими ключевые особенности;
2. Вопросы для мозгового штурма на этапе подготовки к написанию;
3. Пошаговое руководство по структуре текста с начальными фразами для каждого абзаца;
Создай на английском языке задание на творческое письмо по теме "Роль дружбы в нашей жизни" в жанре эссе для студентов среднего уровня владения английским языком. Предоставь интересный сценарий или начало текста, ключевую лексику, которую нужно использовать, рекомендации по структуре текста и 3-4 варианта на выбор, чтобы студенты могли персонализировать свое задание.
Разработка заданий для обучения отдельным языковым и речевым навыкам
Создай на английском языке контекстное упражнение на грамматику, объясняющее формы Present Simple глагола to be студентам начального уровня владения английским языком. Разработай связный текст на тему "Моя семья", который естественным образом включает несколько примеров использования этого грамматического аспекта. Затем составь 8–10 упражнений на заполнение пропусков или трансформацию предложений, основанных на тексте. Обязательно добавь ключ с правильными ответами и объяснениями.
Создай задание, которое поможет студентам понять разницу между Present Simple и Present Continuous в английском языке. Составьте пары английских предложений, которые подчеркивают различие в значении или использовании. После каждой пары предложений дай четкие объяснения различий. Затем создай практическое упражнение с 10 заданиями. Убедись, что задание соответствует начальному уровню владения языком.
Создай на английском языке комплексное задание для изучения слов и выражений на тему "Искусственный интеллект" для студентов среднего уровня, изучающих английский. Включи следующие элементы:
1. 15 ключевых слов с определениями и примерами использования в предложениях.
2. Упражнение на категоризацию слов.
3. Таблицу словообразования, показывающую родственные слова.
4. Упражнение на сопоставление слов с их значением или использованием.
5. Задание на написание текста, в котором студенты используют новую лексику.
Создай многоэтапную последовательность заданий для изучения 10 слов, связанных с темой "Зимние виды спорта", на английском языке для студентов среднего уровня. Включи следующие этапы:
1) Первичная презентация слов,
2) Практика на формы слов и их произношение,
3) Уяснение значений с использованием примеров,
Распиши этапы 3 и 4 для всех слов из списка. Используй такие примеры, из которых понятно значение слова.
Создай на английском языке упражнение для практики произношения, посвященное различиям между звуками s и th, которые являются сложными для носителей русского языка. Включи в состав упражнения:
1) Минимальные пары для тренировки различения звуков,
2) Скороговорку, включающую оба звука,
3) Короткий диалог, насыщенный этими звуками, для практики в контексте,
4) Короткий текст, насыщенный этими звуками, чтобы студенты могли практиковаться дома.
Да, подобных упражнений много и готовых, но ценность в том, что можно сгенерировать упражнение именно с нужной лексикой/грамматикой и/или ориентированное на потребности и интересы конкретного обучающегося или группы обучающихся.
Создай на английском языке подробный 60-минутный план занятия по лексической теме "Покупки" и грамматической теме Present Simple для студентов начального уровня владения английским языком. План должен включать в себя:
2) Упражнение на разогрев (5-7 минут),
3) Презентация нового материала (10-15 минут),
4) Задания для контролируемой практики (15-20 минут),
5) Задание на свободное использование лексического и грамматического материала (15-20 минут),
6) Завершение занятия/оценка (5 минут).
Укажи тайминг, формы работы (индивидуально, в парах, в группе), необходимые материалы и возможные адаптации для групп с разным уровнем подготовки.
Дальше можно генерировать отдельные упражнения, задавая уточняющие запросы.
Таким же образом можно создавать и рабочие листы, “расписывая” отдельные пункты:
Но лучше всё же так не делать, а вначале создать план, а потом детализировать отдельные его пункты уточняющими запросами. Во-первых, так намного проще просить модель что-то менять, а во-вторых — так будет меньше «галлюцинаций», чем если вы будете генерировать всё «одним куском». Это относится к любым «крупным формам» — от рабочего листа до учебника.
Ты методист по разработке учебных материалов для изучающих английский язык. Твоя задача - создать дифференцированный рабочий лист по лексической теме "Покупки" и грамматической теме Present Simple для разноуровневой группы студентов, изучающих английский язык с уровнями от базового (A1) до продвинутого (B2+).
В рабочем листе должны быть предусмотрены три версии одних и тех же основных заданий (для базового, среднего и продвинутого уровней). Эти задания должны быть направлены на освоение и практику одного и того же языкового аспекта, но отличаться по степени сложности, объему поддержки и требуемым навыкам.
1. Задания для базового уровня:
- Упрощенные лексика и грамматика.
- Высокая степень поддержки (например, подсказки, примеры, частично заполненные упражнения).
- Простые формулировки инструкций.
2. Задания для среднего уровня:
- Более сложная лексика и грамматика в рамках темы.
- Умеренная степень поддержки (например, несколько примеров и подсказок).
- Инструкции средней сложности.
3. Задания для продвинутого уровня:
- Богатая лексика, чуть усложненные грамматические конструкции.
- Минимальная или полная самостоятельность выполнения заданий.
- Инструкции с минимальными уточнениями.
- Для каждой версии задания предоставь четкие и понятные инструкции.
- Включи рекомендации, помогающие определить, каким студентам (по уровню) следует выполнять конкретную версию.
- Подбери задания, которые будут интересны и связаны с реалистичными ситуациями из жизни, связанными с темой "Покупки".
- Убедись, что задания нацелены на практику Present Simple в контексте данной лексической темы.
Создай итоговый материал, который можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Составь подробный план курса ESP (English for Specific Purposes) для программистов .Net с уровнем английского A2. Трудоемкость курса составляет 68 часов, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа в течение 17 недель. В каждом уроке должны быть следующие элементы:
1. Warm-up - короткое и интересное задание для вовлечения студентов в тему урока.
2. Лексика - изучение и закрепление профессиональной терминологии, связанной с программированием на .Net и IT.
3. Грамматика - отработка грамматических конструкций, необходимых для профессионального общения.
4. Аудирование - задания на понимание речи носителей языка в контексте IT (например, лекции, подкасты, диалоги).
5. Говорение - практические упражнения и ролевые игры, направленные на развитие навыков устной коммуникации в профессиональной среде.
6. Чтение — работа с технической документацией, статьями и другими текстами, связанными с программированием.
7. Письмо — упражнения на написание профессиональных текстов (например, e-mail, отчеты, комментарии к коду).
Учти, что содержание уроков должно быть адаптировано под уровень A2 и учитывать профессиональные интересы программистов. Предложи темы для каждого урока, а также укажи, какие задания и материалы можно использовать для каждой из вышеуказанных категорий.
Реализуем дифференцированный подход к обучению
Универсальный промпт для упрощения или усложнения текста:
Ты выступаешь в роли эксперта в области преподавания языка и адаптации текстов для изучающих. Твоя задача - адаптировать следующий текст на английском языке для учащихся с уровнем владения профессиональный (C2 по шкале CEFR).
1) Если текст нужно упростить для начинающих, сохрани ключевую информацию, но уменьши языковую сложность, используя более простые слова, конструкции и краткие объяснения.
2) Если текст нужно усложнить для продвинутых учащихся, добавь более сложный язык, углубленные темы, нюансы и расширенное содержание.
Sustainable development is an approach to growth and human development that aims to meet the needs of the present without compromising the ability of future generations to meet their own needs. The aim is to have a society where living conditions and resources meet human needs without undermining planetary integrity. Sustainable development aims to balance the needs of the economy, environment, and society. The Brundtland Report in 1987 helped to make the concept of sustainable development better known.
Создай адаптированную версию текста, которая соответствует указанным требованиям и целевому уровню владения языком.
Теперь попробуем создать дифференцированное задание. Сначала, первым промптом, создадим задание (и, если надо, попросим его уточнить/исправить и т.д.):
Создай задание по английскому языку, направленное на развитие навыков говорения по теме "Описание людей и их внешности". Задание должно быть рассчитано на учеников уровня A2-B1. Укажи четкую учебную цель, краткую инструкцию для выполнения задания и ожидаемый результат. Убедись, что задание способствует активному использованию лексики и грамматики, связанных с темой (например, прилагательных для описания внешности, конструкций "to be," "to have," и т.д.).
А потом, когда задание будет готово, вторым промптом дифференцируем его:
Преврати разработанное тобой задание в многоуровневое упражнение, которое подходит для разноуровневой группы. Разработай три версии одного и того же задания (базовый, средний, продвинутый) для студентов с уровнями от базового до продвинутого. Учти следующие критерии различий:
1. Сложность языка: от простых слов и фраз до более сложных конструкций и лексики.
2. Объем поддержки (scaffolding): от предоставления готовых шаблонов или подсказок до минимальной помощи.
3. Уровень самостоятельности: от выполнения задания по четким инструкциям до более творческой и самостоятельной работы.
4. Глубина обработки материала: от базового выполнения задачи до включения элементов анализа, воображения или детализации.
Для каждой версии задания укажи:
- Минимальные требования, которые нужно выполнить на этом уровне.
Обеспечь, чтобы все уровни задания были связаны с одной и той же учебной целью, но соответствовали различным уровням сложности.
А еще можно попробовать приложить к промпту уже готовое задание из ваших запасов и попросить ИИ сделать его многоуровневым. Экспериментируйте!
Проверка домашних заданий
В промптах ниже нужно вписать что-то в те места, которые выделены жирным.
Проанализируй следующую письменную работу студента, изучающего английский язык на среднем уровне. Предоставь структурированный отзыв по следующим аспектам: 1) Содержание и идеи, 2) Организация и связность, 3) Грамматическая точность (с акцентом на [недавно изученные грамматические/лексические темы]), 4) Использование и разнообразие словарного запаса, 5) Технические аспекты (правописание, пунктуация). Укажи 3 сильные стороны работы и 3 приоритетные области для улучшения.
Проанализируй следующий набор домашних заданий по английскому языку от студентов начального уровня владения языком, отрабатывающих тему [грамматическая тема/навык]. Выяви общие типы ошибок, проанализируй возможные причины (влияние родного языка, неоправданное обобщение и т. д.) и предложи целенаправленные корректирующие упражнения, направленные на устранение этих конкретных ошибок.
Разработай на английском языке рубрику оценивания устного выступления студентов на английском языке на тему “My family” (уровень владения языком начальный), включающую критерии оценивания и несколько уровней оценок по каждому критерию (от 5 баллов до 2 баллов) с конкретными дескрипторами (описаниями ошибок и достижений) на каждом уровне. Представь рубрику в виде таблицы
Создай на основе следующей работы студента на английском языке (уровень владения средний), содержащей несколько ошибок, персонализированное руководство по их исправлению, в котором:
1) ошибки классифицированы по типам,
2) объяснены основные правила и закономерности,
3) предоставлены исправленные варианты с пояснениями,
4) присутствуют целенаправленные мини-упражнения для отработки проблемных мест:
Что ж, наверное, пока достаточно. :)
Таким образом, в этом посте мы рассказали и показали, что такое искусственный интеллект, какие бывают нейросети, что из текстовых нейросетей доступно нам в России и как всем этим пользоваться. Ну и, конечно, промпты. Впрочем, промптов в наших постах будет ещё много, поэтому, как говорится, не переключайтесь! Ну и, конечно, спасибо за внимание!